Использование современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе
Предметом педагогической (образовательной) технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Применение педагогических технологий способствует:
-
формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
-
развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
-
раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
-
развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
-
становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
-
усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
-
развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
Наименование образовательной технологии |
Цели применения образовательной технологии |
Компетенции, на формирование которых направлено использование образовательной технологии |
Эффекты, результативность использования образовательной технологии |
Здоровьесберегающие технологии |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся при организации учебного процесса. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; знакомство с активным отдыхом и его влиянием на на самочувствие и здоровье человека; соблюдение гигиенических норм и культуры быта. |
Формирование здоровьесберегающей компетентности (умение ставить цели, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) Информационная, коммуникативная, социальная. |
Повышение работоспособности учащихся на уроке, эффективности урока, повышение мотивации обучения; использование физкультминуток, динамических пауз, снижение утомляемости. |
Электронные образовательные ресурсы |
Повышение качества образовательного процесса. Экономия времени на уроке. Активизация познавательной деятельности Предоставление новых возможностей для усвоения материала, его проверки. Формирование навыков самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
|
Информационные, коммуникативные компетенции. Работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций, планирование, контроль, оценка. |
Развитие активно-деятельностных форм обучения Развитие познавательной активности учащихся Формирование устойчивого интереса к предмету .
|
Технологии проектно-исследовательской деятельности |
Развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления |
Информационная, коммуникативная, исследовательская готовность к самообразованию |
Формирование самостоятельности в обучении, культуры исследовательской деятельности |
Дистанционные образовательные технологии |
Обеспечение ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставление возможности общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. |
Информационная, коммуникативная, социальная , исследовательская готовность к самообразованию |
Учебный материал доступен ребенку в любое время. Дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современному образованию. Наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней; Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов создает среду, развивающую у детей интерес не только к информационным технологиям, учебной и исследовательской деятельности, но и способствует всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти, оптимальный для себя, способ успешно адаптироваться в жизни. |
Технология развития критического мышления |
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. |
Информационная, коммуникативная, социальная , исследовательская готовность к самообразованию Способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. |
применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. |
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения (смотреть) или (смотреть)